Полевой слёт "Сокол-2013"

Приглашение на Масленицу

Пока живет традиция

Праздник Александра Невского

Глядя в глаза

Подготовка к стенке

Пересвет и Ослябя

Анатолий Лебедь Герой России

Беседы с монахом

Иоанн IV Грозный. Исторический фон деятельности.

Любой мало-мальски грамотный художник-портретист объяснит вам, насколько важен фон для глубокого проникновения в суть личности, изображённой на портрете. Фон зачастую позволяет не только более выпукло представить образ, но и дает дополнительные штрихи к нему, которые дают уточнённое представление о данном человеке. Иногда фон содержит в себе такую информацию, которую другим способом до зрителя и не донести. Раз уж мы сравнили восстановление образа Ивана Грозного с реставрацией иконы, предлагаю аналогию продолжить и внимательно рассмотреть исторический фон его деятельности.

И начнём мы вот с чего: за 87 лет до рождения будущего первого русского царя пала тысячелетняя Восточноримская или Византийская империя. Это случилось в 1453 году. Империя пала под ударами турок-османов, которые вышли на европейский континент и на многие десятилетия стали одним из определяющих факторов европейской жизни. Казалось бы, что такого, карта мира уже неоднократно меняла свой вид: зарождались и гибли цивилизации, государства; государства менялись в границах; огромные народы радикально переменяли место жительства. Всё это так. Но для того, чтобы понять глубину перемен произошедших вслед за гибелью Византийской империи предлагаю представить себе такую ситуацию: Венесуэла в наши дни покоряет все государства лежащие от неё к северу и в довершение всего завоёвывает и разрушает США! Всё, Штаты стёрты с лица Земли, их духовное, цивилизационное, военное и промышленное влияние на мир исчезает. Думаю, не надо объяснять какой шок испытает человечество при таком повороте событий. Ведь рухнет весь существующий миропорядок. Я уже не говорю, какие после этого начнутся дрязги между оставшимися государствами, которые, в свою очередь, приведут к многочисленным войнам за влияние в резко изменившемся мире. Именно таковы были масштабы и последствия гибели Византийской империи пятьсот лет тому назад. Стремительно набиравшее силы после двухсотлетнего татарского противостояния русское государство приняло самое деятельное участие в борьбе за духовное, политическое и территориальное наследие Второго Рима.

Ко времени рождения Ивана Васильевича в Европе достиг своего апогея, так называемый Ренессанс, или, по-нашему, Возрождение. Идеология Ренессанса в центр мироздания поставила земного человека с его страстями, неоднозначными поступками, сиюминутными хотениями. Принцип верховенства человеческого над Божьим, до этого уже обозначившийся в католичестве, возводился в абсолют. Телесное превалировало над духовным. Апологеты этого с позволения сказать «возрождения» восхищаясь его литературой, изобразительным искусством, архитектурой, наукой, военным делом и политикой очень неохотно отвечают на прямой вопрос: «А что, собственно, возрождалось?» Возродилась ли в своём вселенском единстве христианская церковь? Нет. Может, возродились какие-либо древние государства? Тоже нет. Так что же возродилось?! Ответ прост. Возродились самые дикие суеверия, практически позабытые христианским миром культы и верования. Возродилось язычество, но уже густо замешанное на иудейских учениях каббале и талмуде. Попав на благодатную почву разлагавшегося папизма, это язычество породило уродливого духовного монстра всевозможных ересей, изнутри разъедавшего всё европейское сообщество. Метастазы этой общеевропейской болезни в виде ереси жидовствующих в последней трети XV века дотянулись и до Руси. Центрами данной ереси стали Великий Новгород и Псков. Используя эти города в качестве опорных пунктов, жидовствующие направили свой главный удар против Москвы. Основным приёмом стало ожидовление старого родового боярства. В ересь впадали целыми родами. Пожалуй, наиболее кратко и ёмко суть ереси жидовствующих выразил непримиримый борец с нею новгородский владыка Геннадий, сказав о жидовствующих: «Се врази Божии и христианские хульники». Европейским ответом на ожидовление и оязычивание стала Реформация. Основоположник движения Реформации монах Мартин Лютер в 1510-1540-ых годах сформулировал основные тезисы новой религиозной доктрины, направленной на очищение западной церкви от накопившейся скверны. Одним из постулатов Лютера был жёсткий антижидизм. Последователи Лютера Томас Мюнцер и Жак Кальвин развили его идеи, доведя их до состояния уже откровенной ереси. Интересно в этом смысле высказывание французского автора Эдуарда Дрюмона: «… дело разрушения христианского общества, предпринятое протестантизмом, оказалось выгодным для евреев. Протестантизм послужил евреям мостом для перехода в человечество. Библия, отстраненная на третий план в Средние века, заняла место ближе к Евангелию, Ветхий Завет стал рядом с Новым. За Библией появился талмуд». Мы можем с уверенностью констатировать, что именно с этого времени начинается полномасштабный реванш иудаизма хазарского толка, продолжающийся по сей день.

Чтобы закончить свой рассказ о Европе укажем ещё на два обстоятельства коренным образом повлиявших на будущее всего человечества. Первое, это то, что в ходе многолетних войн, одна из которых, между Францией и Англией, длилась добрую сотню лет, образовались несколько централизованных европейских королевств. Назовём в первую очередь английское, французское, испанское и португальское. Политические и военные отношения именно этих королевств несколько веков определяли облик не только Европы, но и мира в целом. Чуть позднее уже в XVI-XVII веках к вышеназванным игрокам добавились Швеция и Голландия. И второе, с 1493-го года началась эпоха великих географических открытий. Пусть читатель не обольщается насчёт тех, кто совершал эти открытия и финансировал их, совсем не альтруистическая жажда знаний двигала ими, но жажда наживы. Поскольку португальцы плотно контролировали путь в Индию вокруг Африки, то предприимчивый генуэзец, известный нам под именем Христофора Колумба, предложил поискать иных путей; отправился строго на запад и открыл Америку для испанской короны. Неискушённый читатель, пожалуй, и не знает о том, что уже в следующем 1494-ом году в Тордесильясе Испания и Португалия, едва ли представляя масштабы Земного шара, заключили договор, по которому поделили между собой весь мир, словно шарик от пинг-понга, на две половины, одну испанскую, другую – португальскую. Португалии отходила Африка, Азия, неоткрытая тогда ещё Австралия, кусочек Южной Америки и все острова, лежащие в этом пространстве. Испания получала остальное, включая почти всю Японию и восточную половину неоткрытой Австралии, что тоже, согласитесь, немало. Хотя речь шла о вновь открываемых территориях, тем не менее, жадность, цинизм и наглость тогдашних католических правителей поражают. Не оттуда ли растут ноги нынешней глобализации.

Ближайший сосед на западе Русь Литовская или Великое княжество Литовское в силу ряда причин, одной из которых было крещение жмуди и аукштоты в католичество, потеряло пассионарность и начало заметно слабеть. На повестку дня стал вопрос о воссоединении всех восточнославянских народов в одном государстве. Точно так же растеряли боевой порыв и немецкие ордена, обосновавшиеся на восточнобалтийском побережье, и закрывавшие выход Руси к Балтийскому морю. Однако, в этом регионе набирало силу польское королевство, после разгрома немцев под Грюнвальдом в 1410-ом году получившее в качестве вассала Пруссию и столь желанный и благотворный покой. Поляки начали проводить агрессивную восточную политику в отношении как Руси Литовской, так и Руси Московской, а также прибалтийских орденских земель. Всё активнее в европейские дела в это время начинает вмешиваться и напористое шведское королевство. Финляндия, Прибалтика и Северная Европа – вот сфера интересов шведской монархии, но эти же земли, может только за исключением Северной Европы, интересовали также и русских. Завязывался тугой узел русско-шведских и русско-польских противоречий, разрешившийся только на переломе XVIII и XIX веков разделом Речи Посполитой и отвоеванием у Швеции Финляндии. Нельзя сбрасывать со счетов и датское королевство, которое всё ещё оставалось серьёзной региональной силой. Таков был военно-политический расклад на западе Русского государства на начало XVI века.

Теперь давайте посмотрим, какие детали в общий фон добавит нам Восток. На востоке и юге разрастающаяся Московская Русь имела соседями осколки распавшейся Золотой Орды. На востоке в лице Сибирского царства, на нижней Волге в лице Казанского и Астраханского царств, на юго-западе в лице Крымского ханства. К моменту рождения будущего царя Ивана IV все эти государства за исключением Сибирского царства попали в политическую зависимость от Османской империи и во многом выполняли агрессивную волю последней. Разумеется, турки, находившиеся в то время в зените силы и славы, готовы были проглотить столько земли, сколько пожелают и никаких соперников не собирались терпеть. Конфликт с ними на этой почве был для Руси неизбежен. К описываемому времени Персия перевалила Кавказский хребет и распространила своё влияние вплоть до Терека и Кубани. Когда Иваном Грозным были завоеваны Казанское и Астраханское царства, русские к 1567-му году вышли на Терек, основав Терский городок, и вошли в непосредственное соприкосновение с персами. Таким образом, Русское государство обрело многовекового партнёра и соперника на Кавказе.

Напоследок мы оставили рассмотрение дел непосредственно в Великом княжестве Московском, ибо так оно именовалось до принятия Иваном IV царского достоинства. Это событие венчало собой многовековой тяжёлый неблагодарный часто грязный труд, проделанный предками Ивана Грозного из рода Рюрикового. Кратко отметим лишь некоторые вехи этого труда. Уничтожен Хазарский каганат. Трон государства Русского из Киева через Суздаль и Владимир последовательно перенесён в Москву. Отбито католическое нашествие начала XIII века и последующих лет. Московская Русь устояла в борьбе с Русью Литовской в XIV-XV веках. Более того, в Московскую Русь удалось перенести и митрополичью кафедру из Киева. Монгольское нашествие захлебнулось на русской земле. В итоге не Русь пала к ногам ханов, а ордынские ханы один за другим приходили на русскую службу. Москва в результате драматической борьбы собрало вокруг себя все великоросские земли, включая и «вольные» Псков и Новгород. Была сформулирована идея Москвы Третьего Рима, и Русь готова была взвалить на свои могучие плечи этот тяжкий крест. В то же время в стране сохранялось множество пережитков старины, объективно мешающих созданию симфонии (созвучия) Православной империи. Были ещё живы рудименты удельной системы государственного устройства. В плачевном состоянии находилась Церковь. Отмечался упадок нравов в монастырях, дикость и неучёность белого священства. И отовсюду торчали уши ереси жидовствующих, касалось ли это ростовщичества монастырской братии или интриг и гнусностей боярской верхушки. Требовались серьёзные меры для создания армии, соответствующей своему времени. Необходимо было резко увеличить число образованных людей, которых явно не хватало в различных сферах деятельности растущего государства. На фоне всех этих поистине глобальных задач можно задаться вопросом, а мог бы Иван IV не решать их? В принципе мог и не решать. Запас прочности у Русского государства был достаточный, чтобы какое-то время просуществовать и без перемен. Но тогда бы великому князю Московскому Ивану пришлось осуществлять своё правление в тяжёлой душной атмосфере псевдовизантийского двора, участвуя в его интригах, отравлениях, кровавых расправах. Наблюдать постепенное ожидовление правящей элиты, и подчинение страны возрождающейся Хазарии, и быть всё равно однажды отравленным кем-либо из тех, на кого новые хазары сделали бы ставку. Новым хазарам нужен был новый каган, который от их имени сидел бы на троне, будучи абсолютной пешкой в руках закулисных хозяев Руси.

Низкий поклон царю и великому князю Ивану Васильевичу за то, что он избрал тернистый, но светлый путь к созданию Московского царства – Православной империи.

Дальнейшее наше исследование деятельности Ивана Грозного мы будем производить в виде вопросов и ответов на них. Вот и первый: «Правда ли то, что Иван Грозный разорил страну?»

Ответ читайте ниже.

В начало

Братство казаков 'Терек'