Полевой слёт "Сокол-2013"

Приглашение на Масленицу

Пока живет традиция

Праздник Александра Невского

Глядя в глаза

Подготовка к стенке

Пересвет и Ослябя

Анатолий Лебедь Герой России

Беседы с монахом

Иоанн IV Грозный. Почему Иван Грозный до сих пор не Общерусский святой?

Человеку, замороченному двухвековой клеветой на царя Иоанна IV, сам вопрос может показаться провокацией. Для многих только представить себе то, что этот «тиран, душегуб и детоубийца» может быть причислен к лику святых в Земле Русской просиявших, равносильно полному перевороту привычных понятий и стереотипов. А поверить в то, что Иван Грозный уже является местночтимым святым великомучеником, является делом близким к духовному подвигу. Наша «вестернизированная» (В.Манягин) и либерализированная интеллигенция проявляет особенную твердолобость в вопросе о сохранении своих, однажды затверженных взглядов на личность и деяния первого Русского царя. Что ж, враги Отечества потрудились не зря, многие уловлены в их дьявольские сети. Мы не будем пытаться кого-либо переубедить или сагитировать, мы просто приведём сухие факты. Выводы пусть каждый сделает сам.

В десятых годах XX века в недрах Святейшего Синода проводилась работа по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви. Императором Николаем II предлагалось, в частности, вернуть патриаршество, ликвидированное Петром I. Среди документов Синода А.Н.Стрижевым был обнаружен список подвижников благочестия, которых предполагалось канонизировать. Всего в списке было 25 имён. Вчитайтесь в некоторые: Блаженная Ксения Петербургская, Святитель Игнатий Брянчанинов, Святитель Феофан Затворник, Святитель Филарет Московский, Праведный Иоанн Кронштадский, Царь Иоанн Васильевич Грозный. Имя Иоанна Грозного было предложено Императором. Собор 1917-1918 годов не канонизировал Иоанна. Почему? Слишком много высших иерархов Церкви шли на поводу у смутьянов последовательно рушивших Империю. Синод дошёл до того, что при живом главе императорского дома отменил прославление этого дома, и ввёл в Литургию прославление прожидовленного временного правительства. Тем самым Церковь фактически поддержала уничтожение монархии. Как говорится, комментарии излишни. Больше к вопросу о канонизации Царя Иоанна Грозного РПЦ не возвращалась. Так что вопрос по сей день остаётся открытым. Более того, Святейший Патриарх Алексий II предупреждал, что среди недоброжелателей Русского Православия есть деструктивные силы, старающиеся разыграть карту Иоанна Грозного в целях нашего разъединения.

Древняя же Русская Церковь ни секунды не сомневалась в святости Царя Иоанна Васильевича Грозного, равно как и народ. Буквально сразу же по своей кончине Царь Иван стал почитаться как святой. Профессор Московской Духовной Академии Е.Е.Голубинский в своей книге «История канонизации святых в Русской Церкви» приводит «Список усопших, на самом деле не почитаемых, но имена которых внесены в каталог святых». В этом списке мы видим имена таких почитаемых в народе святых, как Андрея Рублёва, Владимира Мономаха, Архиепископа Геннадия Новгородского, Патриарха Гермогена, первого Русского Митрополита Киевского Илариона, первого Русского Патриарха Иова, Митрополита Московского Макария, Великих князей Дмитрия Донского, Ивана Калиты, Василия Ивановича отца Ивана Грозного и многих других. Там имеется и такая запись: « Иван Царь. Обретение телеси Царя Ивана, 10 июня». Скончался Иоанн IV 18 марта 1584 года. В своём комментарии к данной записи Е.Голубинский однозначно под Царём Иваном признаёт Ивана Грозного. (Данные взяты из книги В.М.Ерчака «Слово и Дело Ивана Грозного».) В «Святцах Коряжемского монастыря» (1624 г.) на обороте 205 листа под датой 10 июня находится запись: «В той же день обретение святого телеси великомученика Царя Иванна» («Историческое свидетельство», Русский Вестник. 2002, №45-46, стр. 11).

В XVI – XVII веках были написаны несколько икон и фресок, изображающих Ивана Грозного с нимбом как святого. Назовём икону «Благословенно воинство Небесного Царя» (Церковь Воинствующая) 1550-е годы. Из Успенского собора Московского Кремля. Эта икона была написана по заказу и, по всей вероятности, по эскизам Митрополита Московского Макария. Известна также икона Богоматери Тихвинской из Благовещенского собора Московского Кремля (середина XVI в.) с изображением на клейме Иоанна Грозного и свт. Макария, тогда ещё новгородского Архиепископа. Видимо, в конце XVI века было создано ещё одно изображение Царя Иоанна IV с нимбом – «Моление Царя Иоанна Грозного с сыновьями Феодором и Дмитрием перед иконой Владимирской Божией Матери». Из фресок назовём изображение «Митрополит Макарий и Иоанн Грозный» в алтарной части Успенского собора Свияжского Успенского Пресвятой Богородицы мужского монастыря; фреску «Благоверный Царь Иоанн Грозный» из Грановитой палаты Московского Кремля; а также фреску в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря, датируемую XVII веком. (В. Манягин, лекция « Царь Иоанн Грозный в иконографии XVI – XVII веков»)

Изображение нимба на Царских изображениях означает, что он относится «…к разряду почитаемых усопших, или святопочивших, местночтимых» святых. ( Там же) «Как первый Помазанник Божий на русском престоле Иоанн IV, без сомнения, почитался в народе после своей кончины, как местночтимый святой благоверный Царь. Тем более, что перед смертью он принял великую схиму под именем Иона». (Там же)

По свидетельству Митрополита Иоанна (Снычева) до 1917 года на гробницу Ивана Васильевича в Московском Кремле приходили простые люди просить Царя о заступничестве в суде, как небесного предстоятеля перед Праведным Судьёй. В Архангельском Соборе Кремля велась книга записей чудесной помощи и исцелений по молитвам Святого Царя Иоанна Грозного. Настоятель Архангельского Собора протоиерей Валентин Амфитеатров 31 марта 1903 года представлял эту книгу последнему Православному Императору Николаю II. На сегодняшний день местонахождение книги неизвестно.

В уже упоминавшихся Святцах 1624 года имеется такая молитва: «Святый великомучениче, Царю Иоанне, моли бога о нас!». Современники Царя прекрасно были осведомлены о насильственном умерщвлении, которому подвергся Иван Грозный.

При вскрытии могилы Ивана Грозного в Архангельском Соборе Московского Кремля 23 апреля 1963 года было установлено, что кости Царя имеют желтоватый оттенок. Старцы Афонского монастыря указывают на подобное обстоятельство как на ещё один признак святости. По-видимому, всё вышеперечисленное не является весомым аргументом для сегодняшних иерархов РПЦ в вопросе о канонизации Царя Иоанна Васильевича Грозного. Слишком глубоко проникли экуменистические и обновленческие настроения в тело Церкви, а так же глубоко засела заноза лжи и фальсификаций либеральных историков XIX века. Поэтому Иван Грозный до сих пор и не святой по канону. А пора бы быть!

 

В начало

Братство казаков 'Терек'